Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Какой предмет хотите изучать углубленно
Всего 82 человека
Голосование
Какие предметы вам нравятся
Всего 18 человек

Педагогам

Дата: 16 октября 2012 в 18:04, Обновлено 18 января 2014 в 20:32

 

Синдром профессионального выгорания 

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление возрастающих проблем. Связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни коллектива.

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться на работе в любой организации. Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.

Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности. Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько “внешними факторами”, но и внутренним миром определенного человека, прежде всего отсутствием психологической гибкости.

Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.

Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации педагогов, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики труда воспитателей и учителей:

постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;

специфика трудового процесса определяется не столько характером “предмета” труда, сколько особенностями самого процесса;

необходимость постоянного саморазвития, так как иначе “возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности”;

эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Ресурсы преодоления “выгорания” могут быть рассмотрены в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

 Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

истощение, усталость;

бессонница;

негативные установки;

пренебрежение исполнением своих обязанностей;

увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

уменьшение аппетита или переедание;

усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

чувство вины;

переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной является модель синдрома “выгорания” – К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил: по мере исчерпания эмоциональных ресурсов.

Возникает тенденция развивать отрицательное отношение к зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, учащимся, детям). Это явление называется деперсонализация.

Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений.

Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении “выгорания” помогает охранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь его от излишних напряжений. Но незаметно такая “броня” становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее.

Эмоциональное “выгорание” начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, пациентов, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. 

Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к зависимым людям (ученикам, пациентам, детям) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации.

Важное проявление “выгорания” – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых случаях проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидальных побуждений. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у них падает работоспособность и проявляются различные симптомы физических недомоганий.

Возникает чувство “приглушенности”, притупленности эмоций, когда специалист, эмоционально откликнуться на чужую боль, он начинает чувствовать себя неспособным помогать другим.

Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В худших случаях это может быть повышение зависимости от других, в других – повышение негативизма, циничности. Окружающие представляются в негативном свете, и очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал.

При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).

Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент “выгорания”. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии. Иногда это действительно так.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию.

В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением проявляются первые симптомы “выгорания”.

Фазы напряжения

Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и “запускающим” механизмом в формировании профессионального “выгорания”. Тревожное напряжение включает несколько симптомов.

Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”. Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений “выгорания”.

Симптом “неудовлетворенности собой” проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства; человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Симптомы “загнанности в клетку” возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, приходит чувство безысходности. Если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное “выгорание”, то человек переживает ощущение “загнанности в клетку”.

Симптом “тревоги и депрессии” – проявляется в связи с профессиональной деятельностью в особых обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и сбой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом “тревоги и депрессии” – это, пожалуй, крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального “выгорания”. 

Фазы ресистенции 

Человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Формирование защиты с участием эмоционального “выгорания” происходит на фоне следующих явлений:

Симптомы “неадекватного избирательного эмоционального реагирования” – несомненный признак “выгорания”, когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Речь идет о выработанном со временем навыке – подключать к взаимодействию с коллегами эмоции умеренной интенсивности (легкую улыбку, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости). Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Симптом “эмоционально – нравственной дезориентации” является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. При этом звучат суждения: “Это не тот случай, чтобы переживать”, “Такие люди не заслуживают доброго отношения”, “Таким нельзя сочувствовать”, “Почему я должен за всех волноваться”. К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с проявлением эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения.

Симптом “расширения сферы экономии эмоций”. Такое доказательство эмоционального “выгорания” имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – дома, с друзьями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой эмоционального “выгорания”. На работе вы еще держитесь соответственно обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы “послать” всех подальше, а то и просто “рычите” на супруга и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом “пресыщения” общением.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.