Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Голосование
Как Вы относитесь к введению электронного дневника, журнала?
Всего 47 человек
Голосование
Какой предмет хотите изучать углубленно
Всего 112 человек
Голосование
Какие предметы вам нравятся
Всего 53 человека

Страничка педагога-психолога

Дата: 23 января 2015 в 14:12, Обновлено 12 сентября в 22:36

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, а также свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать следующие методы:

Наблюдение за детьми.  При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту. Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам. Анализ ответов учеников поможет лучше узнать проблемы детей.

Анкета

Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски

(да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).

4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).

5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).

6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).

8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка (для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу);
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

  1. Игра-тест "Альпинист"

    В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".


 

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Беларусь от других стран? А какие атрибуты? (Флаг, герб, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Беларусь!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;
  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
  • символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса"

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

4. Создание "Дневника класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

5. Совместные прогулки, походы, экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент). Короче говоря, дать им почувствовать, что о них не забыли, что они, несмотря ни на что, — члены нашего класса.

Проведение «Дней класса»

Один из наиболее удачно проведенных вместе дней может стать «Днем класса». Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса».

Консультация для родителей

Факторы, влияющие на формирование психического здоровья детей

Понятие “психическое здоровье” было предложено в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Эксперты этой организации определили психическое здоровье как некий резерв сил детей и подростков, благодаря которому они могут справляться со стрессами и затруднениями, возникающими при определенных обстоятельствах. Кроме того, психическое здоровье – это состояние, которое способствует наиболее оптимальному физическому, эмоциональному и умственному развитию детей и подростков. Почти 90 миллионов детей во всем мире имеют психические проблемы со здоровьем. И цифра эта постоянно растёт. Поэтому, психическое здоровье детей становится главной проблемой современности. Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими, влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональные, поведенческие и социальные факторы. Выявление психических расстройств у детей - сложная задача даже для профессионалов. Дело в том, что в процессе своего развития у ребёнка происходят постоянные физические, умственные, эмоциональные изменения. Кроме этого, дети постоянно находятся в процессе обучения новому и адаптации к окружающей среде.

Тревожные симптомы у детей:

*Неспособность справиться с повседневными проблемами.

*Нарушение режима сна и питания.

*Длительные периоды плохого настроения, которые сопровождаются дурными мыслями.

*Частые вспышки гнева.

*Увеличение времени проводимое в одиночестве.

*Чрезмерное беспокойство и тревога.

*Частые ночные кошмары.

*Потеря интереса к друзьям и любимым занятиям.

*Возникновение вредных привычек.

*Неадекватное, отличное от обычного, поведение.

Психическое здоровье детей зависит от различных факторов, поэтому родители должны внимательно следить за эмоциональным фоном ребенка и не подвергать его чрезмерным нагрузкам.

 Психологический климат в семье является важным фактором формирования здоровой психики у ребенка. В большинстве случаев в дружной, наполненной любовью и вниманием, семье растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети. На психическое здоровье детей влияет и среда – сверстники в саду и школе, друзья во дворе и спортивных секциях. По мере взросления нагрузка на ребенка постепенно возрастает, и он нуждается в поддержке и понимании семьи даже больше, чем в раннем детстве. К дисбалансу в психической деятельности приводят и современные тенденции раннего обучения, и школьные перегрузки, так как при внешних признаках взрослости сохраняется внутренняя социальная незрелость и инфантилизм. Ранний возраст особо значим для становления личности и психического здоровья детей. Поскольку в раннем детстве именно мать играет самую важную роль в жизни ребенка, необходимо понимать, что дефицит общения и внимания, вызванный любыми причинами (выход на работу, рождение второго ребенка), негативно скажется впоследствии на психическом здоровье малыша. Но с другой стороны, надо помнить, что слишком продолжительная опека также негативно сказывается на развитии и формировании необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков. Также для психического здоровья детей и подростков немаловажную роль играет и отец, который является прообразом внешнего мира. Это особенно важно в моменты, когда по мере взросления уменьшается психологическая зависимость от матери. Одним из факторов риска для психического здоровья детей и подростков являются конфликтные отношения между родителями или неполная семья. В некоторых случаях у ребенка могут возникнуть различные нарушениям половой идентификации, а также возможны изменения в поведении – от боязливости, покорности и робости до агрессивности и конфликтности. В дошкольном периоде важную роль играют детские учреждения, в которых закладываются навыки общения со взрослыми людьми. В зависимости от того, насколько хороший контакт будет между ребенком и воспитателями, зависит и состояние его психического здоровья. С одной стороны, работа с большим количеством детей способствует тому, что ребенок становится более самостоятельным, с другой - если ребенок не будет чувствовать себя защищенным, это может вызвать развитие тревожности. Психическое здоровье ребенка также зависит и от того, как у него складываются отношения со сверстниками. В случаях, если ему не удается установить дружеские отношения, это может привести к внутреннему конфликту, что вызовет эмоциональный дискомфорт и торможение в формировании личности.

Рекомендации родителям для сохранения психического здоровья ребенка:

 *Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач. Завышенные требования в учебе или достижении спортивных успехов могут привести к тому, что вместо удовольствия и радости от учебы он будет испытывать постоянный стресс и тревогу.

*При возникновении трудностей с усвоением нового материала в школе вместо скандалов и острой критики, ищите совместные решения. Это может быть помощь, как репетитора, так и психолога.

* Разговаривайте с ребенком на темы, которые ему интересны. Кроме того, нужно, невзирая на занятость, ежедневно проявлять интерес к отношениям с друзьями, событиям в детском саду или школе.

*Избегайте выяснения отношений в присутствии ребенка.

*Во время общения с ребенком – соблюдайте спокойствие и равновесие.

 *Ограничивайте время проведения ребенком перед телевизором и компьютером, предлагая ребенку альтернативу: занятие спортом, прогулка на улице и др. Бесконтрольный просмотр многих передач и фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, негативно сказывается на эмоциональном фоне и может спровоцировать развитие усталости и неадекватного поведения.

*Демонстрируйте ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей.

* Будьте внимательные к своим детям, ведь проблемы здоровья могут нарушить повседневную жизнь ребёнка. Своевременно обращайтесь за медицинской помощью и консультацией у специалистов.

*Выражайте любовь к ребенку! Помните, что нельзя ПЕРЕлюбить ребенка или ПЕРЕзаботиться о нем.

            

Как избежать беды

Детский суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто. Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представления о смерти крайне неотчётливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. Вы ведь слышали выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Суицид - это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Если родственник лишает себя жизни, то те, кто остаётся в живых, испытывает не только боль от разлуки, но сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения. Они ставят перед собой вопросы: «Почему?», «Что я мог сделать, чтобы предотвратить это?» Смерть от суицида приводит к большим трудностям тех, кто остаётся в живых. Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких.

Размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить).

Суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (или откровенно не хотят замечать).

Причины детских суицидов очень часто кроются совершенно в нелепых проблемах. Но это для взрослого человека кажется пустяком. Ребенок напротив ярко переживает и нервная система дает сбой. Вот несколько проблем, которые могут подтолкнуть детей наложить на себя руки:

-постоянные ссоры с родителями и чувство, что его не понимают;

-смерть любимого близкого человека;

-несчастная любовь и разбитое сердце;

-ссоры между родителями и развод;

-проблемы с алкоголем и наркотиками;

-насилие в семье и бесконечное чувство вины;

-беременность в подростковом возрасте.

Предпосылки к суицидам:

• неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;

• двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — ещё не взрослый, бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);

• максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.

Факторы, которые указывают на детский суицид:

- обратите внимание на музыку, которую слушают дети. И всегда интересуйтесь, что ребенок рисует. Такое творчество может рассказать о многих переживаниях ребенка;

- разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух, интерес к фильмам такого содержания и статьям в интернете;

- разговоры о том, что ребенок никому не нужен и если он исчезнет, никто не заметит; стремление к одиночеству «я никому не нужен», «я больше не в силах выносить это», «ненавижу жизнь», «они еще пожалеют о том, что мне сделали»;

- заметное изменение обычного поведения подростка, потеря интереса к обычным занятиям, увлечениям, уход в себя, отказ от еды, сна;

-приобщение к алкоголю и наркотикам или усиленное их употребление;

 -составление записки об уходе из жизни.

Что можно сделать для того, чтобы помочь детям, склонным к суициду.

Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребенка.

  • Пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу жить!», «Как вы все мне надоели!» и т.п.
  • ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не стоит пробовать «сходу» решить проблемы страдающего человека; давать советы, о которых вас не просили; говорить о том, что чувства человека неправильные и малозначимые (например, говорить, что это пустяки); рассказывать о собственных проблемах (такой ход может усилить пессимистический настрой). Дети, которые хотят закончить жизнь самоубийством, особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем слушать кого-то. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь плохой? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?». Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка. Когда вы выслушиваете человека, то на психологическом уровне, вы выражаете свою заботу о нем, даете ему понять, что вам не все равно, что происходит и что может случиться с ним. Необходимо выяснить причину, которая тревожит ребенка. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?».
  • Наблюдайте за своим ребенком, чтобы не упустить важные изменения в его поведении, будьте предельно внимательны. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный ребенок, не скрывая, дарит кому-то свои любимые вещи, с которыми он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, любые острые и режущие предметы следует убрать из поля зрения ребенка.
  • Покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Говорите ему: «Я тебя очень люблю», «Ты мне дорог», «Я очень переживаю за тебя», «Я воспринимаю всерьез твои мысли о смерти», «Чем я могу тебе помочь». И даже если Ваш ребенок ответит, что ему ничего не нужно,  останьтесь с ребенком, отложите все свои дела и некоторое время посвятите заботе о ребенке. Если вы думаете, что вы сами не справитесь с проблемами ребенка, убедите его обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
  • Ежедневно своим поведением, словами убеждайте ребенка в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход, обсуждайте сложные жизненные ситуации, вместе ищите выход.

Мы, взрослые, должны научиться активно слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них этого будет достаточно, чтобы не ступить за черту.

Уважаемые родители! Если Вам нужна консультация по актуальным вопросам психического здоровья детей, Вы можете обратиться в ГУО «Волковысский районный социально-педагогический центр» по адресу: г.Волковыск, ул. Горбатова, д. 12а, «телефон доверия»: 67733, в УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» по адресу: г. Гродно, пр. Космонавтов, 60/6. Опытные специалисты дадут Вам психологическую консультацию по любым вопросам, касающимся Вашего ребенка.

Телефон экстренной психологической помощи: 170

  Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов:

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

Пры парушэнні вашых правоў можна звярнуцца:

9 13 63-педагог сацыяльны

4 53 78-сектар аховы правоў дзяцінства

75 175- інспекцыя па справах непаўналетніх

95 932, 63 165- сацыяльна-педагагічны цэнтр з сацыяльным прытулкам

4 33 26- цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ

Сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма  Волковысского райисполкома

4 53 78

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

4 45 56                          4 33 26

Территориальный центр по социальному обслуживанию семьи и детей

2 36 39                          4 36 98

Центр оздоровления  санитарно-курортного лечения

4 54 33



 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.